В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 г. №96-ФЗ все организации, имеющие стационарные источники выбросов в атмосферу, должны провести инвентаризацию выбросов и разработать проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ).
Предельно-допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Срок действия проекта нормативов предельно допустимых выбросов приравнен к сроку действия инвентаризации источников выбросов в атмосферу и равен 7 лет при условии неизменности технологического процесса.
Нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу являются составной частью другой экологической документации:
- комплексное экологическое разрешение (КЭР)
- декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС)
- программы производственного экологического контроля (ПЭК)
- план сокращения выбросов на период НМУ
Нормативные акты, регламентирующие разработку ПДВ:
- Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
- Письмо Минприроды России от 25.01.2010 № 12-46/709 «О перечне методик по расчету выбросов и перечень методик выполнения измерения концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий»
- Приказ Госкомприроды СССР от 01.01.1989 «Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия»
- ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»
- Приказ Госкомприроды СССР от 11.09.1989 «Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты»
- ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий».
Порядок разработки проекта ПДВ
- Инвентаризация источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу.
- Разработка нормативов ПДВ.
- Получение Разрешения на предельно допустимый выброс.
Инвентаризация выбросов
При инвентаризации выбросов предприятие предоставляет разработчику проекта нормативов ПДВ следующую информацию: расход и тип используемого сырья, материалов, топлива; характеристика установленного оборудования, чистое время его работы; количество и марки транспортных средств предприятия, места стоянок и маршруты на территории предприятия; сведения о неорганизованных источниках выброса.
Руководитель предприятия вносит специальную запись в инвентаризационную часть проекта нормативов ПДВ, которая служит подтверждением полноты учета инвентаризационных данных. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации перед органами государственного контроля несет именно руководитель.
Содержание проекта НДВ
1 июля 2021 г. вступил в силу Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее – Приказ № 581).
В соответствии с Приказом № 581 расчеты предельно допустимых выбросов содержат следующие сведения и материалы:
1) титульный лист;
2) сведения о разработчике и исполнителях;
3) содержание (с указанием номеров страниц), введение;
4) данные, на основании которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и краткие сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;
5) перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием);
6) данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух;
7) рассчитанные значения предельно допустимых выбросов;
8) сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются;
9) расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;
10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
11) приложения (в случае необходимости).
Также сообщаем, что согласно положениям Приказа № 581 расчеты нормативов допустимых выбросов проводятся:
- для объектов I и III категории предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах;
- для объектов II категории предельно допустимые выбросы устанавливаются для загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объекта и включенных в Перечень регулируемых загрязняющих веществ.
В соответствии с приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 Минприроды России «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» расчеты нормативов допустимых выбросов подаются одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду.
Согласование проекта ПДВ (НДВ)
Согласование нормативов допустимых выбросов по итогам рассмотрения проекта НДВ (ранее-проект ПДВ) происходит в следующем порядке.
- Получение Экспертного заключения от аккредитованного в национальной системе Росаккредитации органа инспекции с правом проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз (Центр гигиены и эпидемиологии).
- Получение Санитарно-эпидемиологического заключения из Роспотребнадзора на основании Экспертного заключения.
- Для объектов III категории НВОС – разработанный проект НДВ на основании полученных заключений утверждается руководителем юридического лица и хранится на предприятии.
- Для объектов II категории НВОС – рассчитанные нормативы допустимых выбросов в составе Декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС), подаются в уведомительном порядке в уполномоченный орган Росприроднадзора при федеральном уровне надзор или орган исполнительной власти при региональном уровне поднадзорности предприятия. Срок действия Декларации о воздействии на окружающую среду - 7 лет.
- Для объектов I категории НВОС – нормативы допустимых выбросов в составе заявки на получение Комплексного экологического разрешения (КЭР) направляются в адрес уполномоченного органа Росприроднадзора.