Разработка ПНООЛРО

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) – документ, который разрабатывается на предприятиях, образующих отходы, с целью установления объема образования отходов производства и потребления, а также для определения сроков и лимитов на размещение отходов на территории предприятия.

С 01.01.2019 г. в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены следующие критерии разработки проекта ПНООЛР.

- объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) необходимо разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) в рамках комплексного экологического разрешения (КЭР);

- объектам II категории НВОС разработать НООЛР необходимо в рамках декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);

- объектам III категории НВОС необходимо предоставить в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;

- объектам IV категории НВОС не требуется разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

          

Срок действия ПНООЛР:

 - Хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах I категории по уровню НВОС, разрабатывают НООЛР в рамках КЭР, которое выдается на 7 лет.  

- Хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах II категории по уровню НВОС, разрабатывают НООЛР в рамках ДВОС, которая представляется 1 раз в 7 лет.

 

Согласно ст. 8.2. КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;

- на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Разработка ПНООЛР позволит исключить штрафные санкции и сократит затраты за загрязнение окружающей среды.

 

Нормативные акты, регламентирующие разработку проекта ПНООЛР:

 - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

- Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029

- Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021

 

Задачи, которые решаются в процессе разработки ПНООЛР:

- обоснование нормативов образования отходов;

- обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов для объектов НВОС I категории;

- обоснование массы или объема размещаемых отходов для объектов НВОС II категории.

 

Разработка ПНООЛР

Разработка проекта ПНООЛР ведется в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021

При обосновании лимитов на размещение отходов для объектов НВОС I категории и массы или объемов размещаемых отходов для объектов НВОС II категории учитываются следующие сведения, включаемые в НООЛР:

- наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

- имеющиеся технические возможности по обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживанию образующихся отходов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо посредством передачи другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

- наличие соответствующих установленным требованиям объектов размещения отходов, эксплуатируемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них планируемого количества отходов каждого вида и класса опасности;

- количество планируемых к размещению отходов.

Разработку ПНООЛР может проводить как сам хозяйствующий субъект, так и специализированная организация-разработчик по заказу.

На начальном этапе разработки ПНООЛР проводится инвентаризация, в ходе которой определяются основные направления деятельности организации с точки зрения образования отходов; рассматриваются площадки временного накопления отходов; оценивается их соответствие санитарным требованиям. Результатом инвентаризации является перечень исходно-разрешительных документов, необходимых для разработки и согласования проекта ПНООЛР.

Проект ПНООЛР включает обоснования годовых нормативов образования конкретных видов отходов на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов устанавливает количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Методы, которые используются для расчета нормативов образования отходов:

  Для обоснования нормативов образования отходов используются сведения, содержащиеся в одном из следующих источников информации:

- показатели, характеризующие образование отходов, в том числе технологические показатели образования отходов, содержащиеся в проектной документации, технологических регламентах, инструкциях, технических условиях, документах в области стандартизации и иных документах, регламентирующих хозяйственную или иную деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя;

- удельные отраслевые нормативы образования отходов;

- сведения о сроке службы материалов и изделий;

- критерии, указывающие на утрату товаров (продукции) потребительских свойств.

В случае отсутствия соответствующих показателей,  нормативы образования отходов могут быть обоснованы расчетным путем с применением следующих методов:

- расчет по материально-сырьевому балансу;

- экспериментальный метод;

- метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).

 

Содержание ПНООЛР

  

НООЛР, разрабатываемые применительно к объектам НВОС I категории, содержат:

- титульный лист;

- содержание НООЛР;

- общие сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе;

- сведения о хозяйственной и иной деятельности;

- сведения об образуемых отходах;

- обоснование нормативов образования отходов;

- расчет максимального образования отходов за год;

- обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов, включающее:

- сведения о местах (площадках) накопления отходов;

- сведения о планируемой ежегодной обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживании отходов;

- сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;

- сведения о планируемом ежегодном приеме отходов от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;

- сведения о планируемом ежегодном размещении отходов, принятых от других хозяйствующих субъектов, на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;

- сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего размещения;

- сводные данные по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение;

- список использованных источников;

- приложения.

 

 НООЛР, разрабатываемые применительно к объектам НВОС II категории, содержат:

- титульный лист;

- содержание НООЛР;

- общие сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе;

- сведения о хозяйственной и иной деятельности;

- сведения об образуемых отходах;

- обоснование нормативов образования отходов;

- расчет максимального образования отходов за год;

- обоснование массы или объема планируемых на размещение отходов, включающее:

- сведения о местах (площадках) накопления отходов;

- сведения о планируемой ежегодной обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживании отходов;

- сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;

- сведения о планируемом ежегодном приеме отходов от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;

- обоснование массы или объема планируемых к размещению отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;

- обоснование массы или объема планируемых к ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего размещения;

- сводные данные по образованию отходов;

- список использованных источников;

- приложения.

 

Согласование проекта ПНООЛР

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов I категории утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Регламент согласования проекта регламентируется Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

 Объекты II категории.

Для объектов II категории утверждение и согласование ПНООЛР в государственных органах не требуется (за исключением объектов II катеогории, разрабатывающих ПНЛООР в составе КЭР), только утверждение руководителем организации.